Вагоностроение


1. Розенблат. Сухое трение и односторонние связи в механике твердого тела.

2. Дроздов Ю.Н., Павлов В.Г., Пучков В.Н. Трение и износ в экстримальных условиях.

3. Доценко В.А. Изнашивание твердых тел.

4. Хрущов М.М. Трение, износ и микротвердость материалов.

Выставка "Тяжелое машиностроение"

Презентуемые издания:

Выставка "Атомная энергетика"

АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА - область техники, основанная на использовании реакции деления атомных ядеp для выработки теплоты и пpоизводства электpоэнергии. Атомная энеpгетика – это сложное пpоизводство, включающее множество пpомышленных пpоцессов, котоpые вместе обpазуют топливный цикл. Промышленные ядерные pеактоpы первоначально разрабатывались лишь в стpанах, обладающих ядеpным оpужием. Пеpвый (и наиболее pаспpостpаненный) тип – это pеактоp на обогащенном уpане. Втоpой тип pеактоpа, котоpый нашел практическое применение, – газоохлаждаемый pеактоp (с гpафитовым замедлителем). Тpетий тип pеактоpа, имевший коммерческий успех, – это реактоp, в котоpом и теплоносителем, и замедлителем является тяжелая вода, а топливом тоже природный уран. Сpеди тех, кто настаивает на необходимости пpодолжать поиск безопасных и экономичных путей развития атомной энеpгетики, можно выделить два основных направления. Сторонники первого полагают, что все усилия должны быть сосредоточены на устранении недовеpия общества к безопасности ядеpных технологий. Для этого необходимо разрабатывать новые реакторы, более безопасные, чем существующие легководные. Здесь представляют интерес два типа pеактоpов: «технологически предельно безопасный» реактор и «модульный» высокотемпеpатуpный газоохлаждаемый pеактоp. Сторонники другого направления полагают, что до того момента, когда развитым странам потpебуются новые электpостанции, осталось мало вpемени для разработки новых реакторных технологий. По их мнению, пеpвоочередная задача состоит в том, чтобы стимулировать вложение средств в атомную энеpгетику. Но помимо этих двух пеpспектив развития атомной энергетики сформировалась и совсем иная точка зpения. Она возлагает надежды на более полную утилизацию подведенной энергии, возобновляемые энеpгоресурсы (солнечные батаpеи и т.д.) и на энергосбережение. Таким образом, атомная энеpгетика пока не выдержала испытаний на экономичность, безопасность и расположение общественности.

Презентуемые издания:

Выставка "Неразрушающий контроль"

Выставка действует в помещении ФБУ "РНТПБ" с 20.10.2014 по 29.10.2014

Представленные издания:

Выставка "Лазеры"

Выставка действует в помещении ФБУ "РНТПБ" с 01.04.2015 г. по 08.04.2015 г.

Представленные издания:

Выставка "День науки"

Выставка действует в помещении ФБУ "РНТПБ" с 05.02.2016 г. по 15.02.2016 г.

Представленные издания:

Выставка "Робототехника"

Выставка действует в помещении ФБУ "РНТПБ" с 27.02.2017 г. по 09.03.2017 г.

Структура, конструкция и функциональные характеристики роботов не всегда находят должное отражение в терминологии, используемой в справочно-информационных изданиях, словарях, учебных пособиях, а также в многочисленных научных публикациях, отличающихся большой терминологической разнородностью и неупорядоченностью.
В связи с этим был разработан ряд нормативных документов и руководящих материалов по терминологии в области робототехники.
Вот некоторые термины и определения из документа «Теория робототехнических систем. Терминология»:
Робототехника – область науки и техники, связанная с созданием, исследованием и применением роботов, охватывает вопросы проектирования, программного обеспечения, очувствления роботов, управления ими, а также роботизации промышленности и непромышленной сферы.
Робот – многофункциональная перепрограммируемая машина, для полностью или частично автоматического выполнения двигательных функций аналогично живым организмам, а также некоторых интеллектуальных функций человека.
Перепрограммируемостъ – возможность замены, коррекции или генерации управляющей программы автоматически или при помощи человека.
К роботам, в частности, не относятся автооператоры, а также копирующие манипуляторы и другие машины, управляемые только человеком – оператором.
Промышленный робот – робот, предназначенный для выполнения технологических и (или) вспомогательных операций в промышленности.
В зависимости от специфики применения различают роботы непромышленного назначения: например, «пожарный робот», «сельскохозяйственный робот», «военный робот» и т.д.
Технологический промышленный робот – промышленный робот для выполнения технологических переходов, операций, процессов, оснащенный рабочим или измерительным инструментом.
Вспомогательный промышленный робот – промышленный робот для обслуживания технологического оборудования, перемещения объектов, оснащенный захватным устройством.
Специальный робот – робот для выполнения одной операции одного вида.
Специализированный робот – робот для выполнения различных операций одного вида.
Универсальный робот – робот для выполнения различных операций различных видов.
Жесткопрограммируемый робот – робот, управляющая программа которого, введенная на этапе программирования, не может быть изменена в процессе работы в зависимости от функционирования робота и (или) контролируемых параметров рабочей среды.
Адаптивный робот – робот, управляющая программа которого может автоматически меняться в процессе работы в зависимости от функционирования робота и (или) контролируемых параметров рабочей среды.
Не следует смешивать понятия «адаптивный робот» и «очувствленный робот». Последний, обладая датчиками внешней информации, может не иметь средств автоматического изменения управляющей программы в процессе функционирования.
Интеллектуальный робот – робот, управляющая программа которого может полностью или частично формироваться автоматически в соответствии с поставленным заданием и в зависимости от состояния рабочей среды.
Манипуляционный робот – робот для выполнения двигательных функций, аналогичных функциям руки человека.
Стационарный манипуляционный робот — манипуляционный робот, закрепленный на неподвижном основании.
Мобильный робот – робот, способный перемещаться в рабочей среде в соответствии с управляющей программой. Он может быть снабжен манипулятором.
К мобильным роботам не относят передвижные манипуляционные роботы, которые могут быть оперативно перемещены в рабочей среде вручную или при помощи транспортных средств с ручным управлением.
Педипулятор – часть мобильного робота, предназначенная для воспроизведения функций опорно-двигательного аппарата человека или животного.
Роботизация – автоматизация ручного или рутинных видов умственного труда человека с применением роботов.
Робототехническая система – один или несколько однотипных роботов, объединённых энергетическими, технологическими и информационными связями, выполняющие технологический процесс.
Роботизированный комплекс – совокупность одного или нескольких промышленных роботов, другого технологического оборудования и оснастки для выполнения единого технологического процесса.
Роботы и робототехнические системы находят широкое применение в промышленной и непромышленной сферах. Они обладают большой функциональной гибкостью за счёт прогрессивных механических конструкций, эффективных приводов, микропроцессорных управляющих систем с развитым программным обеспечением, технического зрения и других средств очувствления, адаптивных возможностей, элементов искусственного интеллекта.

Представленные издания:

Выставка "Трубное роизводство"

Выставка действует в помещении ФБУ "РНТПБ" с 04.07.2017 г. по 14.07.2017 г.

Вагоностроение — отрасль транспортного машиностроения, производящая вагоны для рельсового транспорта. Отрасль обеспечивает потребности в вагонах магистрального и промышленного железнодорожного транспорта, а также городской рельсовый транспорт: метрополитен и трамвай.. Вагоностроение как отрасль машиностроения зародилось в развитых в промышленном отношении странах во время начала железнодорожной эры. Впервые необходимость строительства вагонов появилась в Великобритании в связи со строительством дороги Ливерпуль — Манчестер. Затем к списку стран, строивших железные дороги, буквально за несколько лет присоединились США, Франция, Германия, Бельгия, Австро-Венгрия. Уже к концу 1830-х годов в Великобритании, США, Германии, Бельгии насчитывалось по нескольку заводов, строивших для железных дорог подвижной состав. Очевидно, что первоначально строились паровозы и вагоны на одних и тех же заводах, затем появилась специализация заводов, выделились отдельные вагоностроительные заводы. В 1840-е годы и в Российской Империи заводы стали строить вагоны.

Представленные издания:

1. Анисимов П.С. Испытания вагонов: монография / П. С. Анисимов. - М.: Маршрут, 2004. - 196 с.: ил.

2. Апробация новых методик проектирования грузовых вагонов: сборник науч. трудов: Вып. 11 / ред. А.А. Битюцкий. - СПб.: Ом-Пресс, 2012. - 118 с. : ил.

3. Батюшин Т.К. Технология вагоностроения. Ремонт и надежность вагонов: учебник / Т.К. Батюшин, В.Б. Быховский, В.С. Лукашук; ред. В.С. Лукашук. - М.: Машиностроение, 1990. - 359 с. : ил.

4. Бенешевич В.В. Технология производства и ремонта вагонов: учеб. пособие / В.В. Бенешевич, О.Ю. Кривич. - М. : МИИТ, 2011. - 97 с. : ил.

5. Конструирование и расчет вагонов: учебник / ред. П.С. Анисимов. -2-е изд., переработ. и доп. - М. : ФГОУ "Учебно-метод. центр по образов. на ж.-д. трансп-те", 2011. - 688 с. : ил.

6. Лозбинев В.П. Оптимальное проектирование кузовов вагонов / В.П. Лозбинев, Ф.Ю. Лозбинев; ред. В.П. Лозбинев. - Брянск : БГТУ, 2012. - 178 с. : ил.

7. Морчиладзе И.Г. Проектирование, конструирование, расчет и испытания вагонов: учеб. пособие / И.Г. Морчиладзе, А.М. Соколов, М.М. Соколов. - М.: ИБС-Холдинг, 2009. - 519 с. : ил.

8. Проблемы и перспективы развития вагоностроения: материалы III Всероссийской научно-практич. конференции 21-22 дек. 2006 г., Брянск / РАТ. - Брянск: БГТУ, 2006. - 105 с. : ил.

9. Совершенствование методов проектирования и результаты внедрения новых конструкций грузовых вагонов: сборник науч. трудов: Вып. 3 / ред А.А. Битюцкий; Инженерный центр вагоностроения. - СПб.: ОМ-Пресс, 2007. - 107 с. : ил.

10. Техническая дианостика вагонов: В 2 ч.: Ч. 1. Теоретические основы диагностики и неразрушающего контроля деталей вагонов: учебник / ред. В.Ф. Криворудченко. - М.: ФГБОУ "Учебно-метод. центр по образов. на ж.-д. трансп-те, 20153- 402 с. ил.

11. Чурков Н.А. История вагоностроения: учеб. пособие / Н.А. Чурков, М.М. Соколов, И.Г. Морчеладзе. - СПб.: ПГУПС, 2014. - 190 с. ил.

Выставка "Паровозы"

Выставка действует в помещении ФБУ "РНТПБ" с 05.09.2017 г. по 11.09.2017 г.

ПАРОВОЗ — автономный локомотив с паросиловой установкой, использующий в качестве двигателяпаровые машины. Паровозы были первыми передвигающимися по рельсам транспортными средствами, само понятие локомотив появилось гораздо позже и именно благодаря паровозам. Паровоз является одним из уникальных технических средств, созданных человеком, и роль паровоза в истории трудно переоценить. Так, благодаря ему появился железнодорожный транспорт, и именно паровозы выполняли основной объём перевозок в XIX и первой половине XX века, сыграв колоссальную роль в подъёме экономики целого ряда стран. Паровозы постоянно улучшались и развивались, что привело к большому разнообразию их конструкций, в том числе и отличных от классической. Так, существуют паровозы без тендера, без котла и топки, с турбиной в качестве двигателя, с зубчатой трансмиссией. Однако с середины XX века паровоз был вынужден уступить более совершенным локомотивам —тепловозам и электровозам, которые существенно превосходят паровоз по экономичности. Тем не менее, паровозы ещё продолжают работать. Паровозная тяга использовалась в СССР в регулярном железнодорожном сообщении до середины 1970-х годов. По данным историка железной дороги В. А. Ракова на поездной грузовой работе паровозы использовались до 1978 года. В дальнейшем паровозы работали на некоторых второстепенных участках железных дорог. В Латвийской ССР на маршрутах Плявиняс — Гулбене и Рига — Иерики —Пыталово паровозы серии Л водили грузопассажирские поезда как минимум до 1980 года. На участке Питкяранта — Олонец в Карелии паровозы серии Эр водили грузовые поезда до 1986 года. На перегоне Рославль I — Рославль II паровоз серии Л работал с грузовыми составами в 1989 году. Отдельные паровозы в некоторых регионах страны использовались на манёврах в железнодорожных депо и узлах, так же на промышленных предприятиях вплоть до начала 1990-х, некоторые, в частности паровоз ОВ-324, работают до сих пор. Дольше остальных задержались на паровозной тяге некоторые узкоколейные железные дороги страны. После массового исключения паровозов из парка в СССР, в 1960—70-х гг. некоторая часть из них была пущена на слом, другая часть отправилась на многочисленные базы запаса локомотивов, где они были законсервированы, а некоторые, как например часть паровозов серии ФД, были переданы за рубеж. Кроме этого, после списания, паровозы часто использовались в качестве котельных в локомотивных депо или на промышленных предприятиях, а также устанавливались в качестве памятников на железнодорожных станциях, вокзалах и депо. В настоящее время паровозы в основном используются исключительно в ретропоездах, имеющих развлекательно-познавательную функцию.

Представленные издания:

1. Бернштейн А.С. Паровозы серии У / А.С. Берншейн. - М.: Ж.-д. Дело, 2008. - 60 с.: ил.

2. Джонсон Р. Паровоз. Теория, эксплуатация, экономика, сравнение с тепловозами: пер. с англ. / Р. Джонсон; под ред. А.А. Чиркова. - М.: Машгиз, 1947. - 504 с.: ил.

3. Макаров Л. Паровозы серии Э / Л. Макаров. - М.: Железнодорожное Дело, 2009. - 400 с.: ил.

4. Москалев Л. Узкоколейные паровозы. Россия /Л. Москалев, В. Боченков, С. Дорожков. - М.: Железнодорожное Дело, 2012. - 416 с.: ил.

5. Прозоров Н.К. Паровозы. Уустройство, работа, ремонт: учеб. пособие для техн. школ. / Н.К. Прозоров, М.Б. Вигдорчик, Э.К. Гребенкин. - М.: Транспорт, 1986. - 368 с.: ил.

6. Ремонт паровозов и паровых котлов: учеб. для ПТУ / А.П. Третьяков [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1974. - 366 с.: ил.

7. Суржин С.Н. Управление паровозом и его обслуживание: учеб. для техн. школ. / С.Н. Суржин, К.Е. Климентьев. - М.: Транспорт, 1978 - 261 с.: ил.

8. Тищенко В.Н. Паровозы железных дорог России (1837-1890): в 2 ч. Ч.1 / В.Н. Тищенко. -М.: Б.и., 2008. - 272 с.: ил.

9. Тищенко В.Н. Паровозы железных дорог России (1837-1890): в 2 ч. Ч.2 / В.Н. Тищенко. -М.: Б.и., 2008. - 272 с.: ил.

10.Хмелевский А.В.Паровоз (Устройство, работа и ремонт): учеб. для техн. школ / А.В. Хмелевский, П.И. Смушков. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1979 - 414 с.: ил.

Выставка "Вагоностроение"

Выставка действует в помещении ФБУ "РНТПБ" с 18.03.2019 г. по 24.03.2019 г.

Вагоностроение — отрасль транспортного машиностроения, производящая вагоны для рельсового транспорта. Отрасль обеспечивает потребности в вагонах магистрального и промышленного железнодорожного транспорта, а также городской рельсовый транспорт: метрополитен и трамвай.. Вагоностроение как отрасль машиностроения зародилось в развитых в промышленном отношении странах во время начала железнодорожной эры. Впервые необходимость строительства вагонов появилась в Великобритании в связи со строительством дороги Ливерпуль — Манчестер. Затем к списку стран, строивших железные дороги, буквально за несколько лет присоединились США, Франция, Германия, Бельгия, Австро-Венгрия. Уже к концу 1830-х годов в Великобритании, США, Германии, Бельгии насчитывалось по нескольку заводов, строивших для железных дорог подвижной состав. Очевидно, что первоначально строились паровозы и вагоны на одних и тех же заводах, затем появилась специализация заводов, выделились отдельные вагоностроительные заводы. В 1840-е годы и в Российской Империи заводы стали строить вагоны.

Представленные издания:

1. Анисимов П.С. Испытания вагонов: монография / П. С. Анисимов. - М.: Маршрут, 2004. - 196 с.: ил.

2. Апробация новых методик проектирования грузовых вагонов: сборник науч. трудов: Вып. 11 / ред. А.А. Битюцкий. - СПб.: Ом-Пресс, 2012. - 118 с. : ил.

3. Батюшин Т.К. Технология вагоностроения. Ремонт и надежность вагонов: учебник / Т.К. Батюшин, В.Б. Быховский, В.С. Лукашук; ред. В.С. Лукашук. - М.: Машиностроение, 1990. - 359 с. : ил.

4. Бенешевич В.В. Технология производства и ремонта вагонов: учеб. пособие / В.В. Бенешевич, О.Ю. Кривич. - М. : МИИТ, 2011. - 97 с. : ил.

5. Конструирование и расчет вагонов: учебник / ред. П.С. Анисимов. -2-е изд., переработ. и доп. - М. : ФГОУ "Учебно-метод. центр по образов. на ж.-д. трансп-те", 2011. - 688 с. : ил.

6. Лозбинев В.П. Оптимальное проектирование кузовов вагонов / В.П. Лозбинев, Ф.Ю. Лозбинев; ред. В.П. Лозбинев. - Брянск : БГТУ, 2012. - 178 с. : ил.

7. Морчиладзе И.Г. Проектирование, конструирование, расчет и испытания вагонов: учеб. пособие / И.Г. Морчиладзе, А.М. Соколов, М.М. Соколов. - М.: ИБС-Холдинг, 2009. - 519 с. : ил.

8. Проблемы и перспективы развития вагоностроения: материалы III Всероссийской научно-практич. конференции 21-22 дек. 2006 г., Брянск / РАТ. - Брянск: БГТУ, 2006. - 105 с. : ил.

9. Совершенствование методов проектирования и результаты внедрения новых конструкций грузовых вагонов: сборник науч. трудов: Вып. 3 / ред. А.А. Битюцкий; Инженерный центр вагоностроения. - СПб.: ОМ-Пресс, 2007. - 107 с. : ил.

10. Техническая дианостика вагонов: В 2 ч.: Ч. 1. Теоретические основы диагностики и неразрушающего контроля деталей вагонов: учебник / ред. В.Ф. Криворудченко. - М.: ФГБОУ "Учебно-метод. центр по образов. на ж.-д. трансп-те, 20153- 402 с. ил.

11. Чурков Н.А. История вагоностроения: учеб. пособие / Н.А. Чурков, М.М. Соколов, И.Г. Морчеладзе. - СПб.: ПГУПС, 2014. - 190 с. ил.

Выставка "Атомная энергетика"

Выставка действует в помещении ФБУ "РНТПБ" с 15.04.2019 г. по 19.04.2019 г.



АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА - область техники, основанная на использовании реакции деления атомных ядеp для выработки теплоты и пpоизводства электpоэнергии. Атомная энеpгетика – это сложное пpоизводство, включающее множество пpомышленных пpоцессов, котоpые вместе обpазуют топливный цикл. Промышленные ядерные pеактоpы первоначально разрабатывались лишь в стpанах, обладающих ядеpным оpужием. Пеpвый (и наиболее pаспpостpаненный) тип – это pеактоp на обогащенном уpане. Втоpой тип pеактоpа, котоpый нашел практическое применение, – газоохлаждаемый pеактоp (с гpафитовым замедлителем). Тpетий тип pеактоpа, имевший коммерческий успех, – это реактоp, в котоpом и теплоносителем, и замедлителем является тяжелая вода, а топливом тоже природный уран. Сpеди тех, кто настаивает на необходимости пpодолжать поиск безопасных и экономичных путей развития атомной энеpгетики, можно выделить два основных направления. Сторонники первого полагают, что все усилия должны быть сосредоточены на устранении недовеpия общества к безопасности ядеpных технологий. Для этого необходимо разрабатывать новые реакторы, более безопасные, чем существующие легководные. Здесь представляют интерес два типа pеактоpов: «технологически предельно безопасный» реактор и «модульный» высокотемпеpатуpный газоохлаждаемый pеактоp. Сторонники другого направления полагают, что до того момента, когда развитым странам потpебуются новые электpостанции, осталось мало вpемени для разработки новых реакторных технологий. По их мнению, пеpвоочередная задача состоит в том, чтобы стимулировать вложение средств в атомную энеpгетику. Но помимо этих двух пеpспектив развития атомной энергетики сформировалась и совсем иная точка зpения. Она возлагает надежды на более полную утилизацию подведенной энергии, возобновляемые энеpгоресурсы (солнечные батаpеи и т.д.) и на энергосбережение. Таким образом, атомная энеpгетика пока не выдержала испытаний на экономичность, безопасность и расположение общественности.
Презентуемые издания:

1. Велькин В.И. Атомная энергетика мира. Состояние и перспективы.

2. Габараев Б.А., Смирнов Ю.Б., Черепнин Ю.С. Перспективы и теплофизические проблемы атомной энергетики. Атомная энергетика начала XXI века.

3. Габараев Б.А., Смирнов Ю.Б., Черепнин Ю.С. Атомная энергетика XXI века.

4. Казанский Ю.А., Слекеничс Я.В. Кинетика ядерных реакторов. Коэффициенты реактивности. Введение в динамику.

5. Гатауллин Р.М., Давиденко Н.Н., Свиридов Н.В., Сорокин В.Т. и др. Контейнеры для радиоактивных отходов низкого и среднего уровня активности.

6. Митрофанова О.В. Гидродинамика и теплообмен закрученных потоков в каналах ядерно-энергетических установок.
Выставка "Газовые турбины"

Выставка действует в помещении ФБУ "РНТПБ" с 25.02.2016 г. по 08.03.2016 г.

«Турбонаддув», «турбореактивные», «турбовинтовые», - эти термины прочно вошли в лексикон инженеров XX века, занимающихся проектированием и обслуживанием транспортных средств и стационарных электрических установок. Их применяют даже в смежных областях и рекламе, когда хотят придать названию продукта какой-то намек на особую мощность и эффективность. В авиации, ракетах, кораблях и на электростанциях чаще всего применяется газовая турбина. Как она устроена? Работает ли на природном газе (как можно подумать из названия), и какими вообще они бывают? Чем турбина отличается от других типов двигателя внутреннего сгорания? В чем ее преимущества и недостатки?
России, в отличие от многих других независимых государств, образовавшихся после распада СССР, удалось в значительной мере сохранить машиностроительную промышленность. В частности, производством силовых установок особого назначения занимается фирма «Сатурн». Газовые турбины этой компании находят применение в судостроении, сырьевой отрасли и энергетики. Продукция высокотехнологична, она требует особого подхода при монтаже, отладке и эксплуатации, а также специальных знаний и дорогостоящей оснастки при плановом обслуживании. Все эти услуги доступны заказчикам фирмы «ОДК - Газовые турбины», так сегодня она называется. Таких предприятий в мире не так уж много, хотя принцип устройства главной продукции на первый взгляд несложен. Имеет огромное значение накопленный опыт, позволяющий учитывать многие технологические тонкости, без чего добиться долговечной и надежной работы агрегата невозможно. Вот лишь часть ассортимента продукции ОДК: газовые турбины, электростанции, агрегаты для перекачки газа. Среди заказчиков – "Росатом", "Газпром" и другие «киты» химической промышленности и энергетики.
Изготовление таких сложных машин требует в каждом случае индивидуального подхода. Расчет газовой турбины в настоящее время полностью автоматизирован, но имеют значение материалы и особенности монтажных схем в каждом отдельном случае. А начиналось все так просто…
Первые опыты преобразования поступательной энергии потока во вращательную силу человечество провело еще в глубокой древности, применив обычное водяное колесо. Все предельно просто, сверху вниз течет жидкость, в ее поток помещаются лопатки. Колесо, снабженное ими по периметру, крутится. Так же работает и ветряная мельница. Затем настал век пара, и вращение колеса убыстрилось. Кстати, так называемый «эолипил», изобретённый древним греком Героном примерно за 130 лет до Рождества Христова, представлял собой паровой двигатель, работающий именно по такому принципу. В сущности, это была первая известная исторической науке газовая турбина (ведь пар - это газообразное агрегатное состояние воды). Сегодня все же принято разделять эти два понятия. К изобретению Герона тогда в Александрии отнеслись без особого восторга, хотя и с любопытством. Промышленное оборудование турбинного типа появилось только в конце XIX века, после создания шведом Густафом Лавалем первого в мире активного силового агрегата, оснащенного соплом. Примерно в том же направлении работал инженер Парсонс, снабдив свою машину несколькими функционально связанными ступенями. Рождение газовых турбин Столетием ранее некоему Джону Барберу пришла в голову гениальная мысль. Зачем нужно сначала нагревать пар, не проще ли использовать непосредственно выхлопной газ, образующийся при сгорании горючего, и тем самым устранить ненужное посредничество в процессе преобразования энергии? Так получилась первая настоящая газовая турбина. Патент 1791 года излагает основную идею использования в безлошадной повозке, но его элементы сегодня применяются в современных ракетных, авиационных танковых и автомобильных моторах. Начало процессу реактивного двигателестроения дал в 1930 году Фрэнк Уиттл. Ему пришла идея использовать турбину для приведения в движение самолета. В дальнейшем она нашла развитие в многочисленных турбовинтовых и турбореактивных проектах.
Знаменитый ученый-изобретатель всегда подходил к изучаемым вопросам нестандартно. Для всех казался очевидным тот факт, что колеса с лопатками или лопастями «улавливают» движение среды лучше, чем плоские предметы. Тесла, в свойственной ему манере, доказал, что если собрать роторную систему из дисков, расположениях на оси последовательно, то за счет подхватывания пограничных слоев потоком газа, она будет вращаться не хуже, а в некоторых случаях даже лучше, чем многолопастный пропеллер. Правда, направленность подвижной среды должна быть тангенциальной, что в современных агрегатах не всегда возможно или желательно, но зато существенно упрощается конструкция, - в ней совершенно не нужны лопатки. Газовой турбины по схеме Тесла пока не строят, но возможно, идея лишь ждет своего времени.
Примерно с середины пятидесятых годов появилось новое поколение самолетов, в том числе и пассажирских (в СССР это Ил-18, Ан-24, Ан-10, Ту-104, Ту-114, Ту-124 и т. д.), в конструкции которых авиационные поршневые двигатели окончательно и бесповоротно были вытеснены турбинными. Это свидетельствует о большей эффективности такого типа силовой установки. Характеристики газовой турбины превосходят параметры карбюраторных моторов по многим пунктам, в частности, по отношению мощность/вес, которое для авиации имеет первостепенное значение, а также по не менее важным показателям надежности. Ниже расход топлива, меньше подвижных деталей, лучше экологические параметры, снижен шум и вибрации. Турбины менее критичны к качеству горючего (чего нельзя сказать о топливных системах), их легче обслуживать, они требуют не так много смазочного масла. В общем, на первый взгляд кажется, что состоят они не из металла, а из сплошных достоинств. Увы, это не так.
Есть у газотурбинных двигателей и недостатки. Газовая турбина во время работы нагревается, и передает тепло окружающим ее элементам конструкции. Особенно это критично опять же в авиации, при использовании реданной схемы компоновки, предполагающей омывание реактивной струей нижней части хвостового оперения. Да и сам корпус двигателя требует особой теплоизоляции и применения особых тугоплавких материалов, выдерживающих высокие температуры. Охлаждение газовых турбин – сложная техническая задача. Шутка ли, они работают в режиме фактически перманентного взрыва, происходящего в корпусе. КПД в некоторых режимах ниже, чем у карбюраторных моторов, впрочем, при использовании двухконтурной схемы этот недостаток устраняется, хотя усложняется конструкция, как и в случае включения в схему компрессоров «дожима». Разгон турбин и выход на рабочий режим требует некоторого времени. Чем чаще происходит запуск и остановка агрегата, тем быстрей он изнашивается.
Что же, без недостатков ни одна система не обходится. Важно найти такое применение каждой из них, при котором ярче проявятся ее достоинства. Например, танки, такие как американский «Абрамс», в основе силовой установки которого – газовая турбина. Его можно заправлять всем, что горит, от высокооктанового бензина до виски, и он выдает большую мощность. Пример, возможно, не очень удачный, так как опыт применения в Ираке и Афганистане показал уязвимость лопаток компрессора к воздействию песка. Ремонт газовых турбин приходится производить в США, на заводе-изготовителе. Отвести танк туда, потом обратно, да и стоимость самого обслуживания плюс комплектующие… Вертолеты, российские, американские и других стран, а также мощные быстроходные катера в меньшей степени страдают от засорений. В жидкостных ракетах без них не обойтись. Современные боевые корабли и гражданские суда также имеют газотурбинные двигатели. А еще энергетика.
Проблемы, с которыми сталкивались авиастроители, не так волнуют тех, кто производит промышленное оборудование для производства электроэнергии. Вес в этом случае уже не так важен, и можно сосредоточиться на таких параметрах, как КПД и общая эффективность. Генераторные газотурбинные агрегаты имеют массивный каркас, надежную станину и более толстые лопасти. Выделяемое тепло вполне возможно утилизировать, используя для самых различных нужд, - от вторичного рециклинга в самой системе, до отопления бытовых помещений и термального питания холодильных установок абсорбционного типа. Такой подход называется тригенераторным, и КПД в этом режиме приближается к 90 %.
Для газовой турбины не имеет принципиальной разницы, каков источник разогретой среды, отдающей свою энергию ее лопаткам. Это может быть и сгоревшая воздушно-топливная смесь, и просто перегретый пар (не обязательно водяной), главное, чтобы он обеспечивал ее бесперебойное питание. По своей сути энергетические установки всех атомных электростанций, подводных лодок, авианосцев, ледоколов и некоторых военных надводных кораблей (ракетный крейсер «Петр Великий», например) имеют в своей основе газовую турбину (ГТУ), вращаемую паром. Вопросы безопасности и экологии диктуют закрытый цикл первого контура. Это означает, что первичный тепловой агент (в первых образцах эту роль выполнял свинец, сейчас его заменили парафином), не покидает приреакторной зоны, обтекая тепловыделяющие элементы по кругу. Нагрев рабочего вещества осуществляется в последующих контурах, и испаренный углекислый газ, гелий или азот вращает колесо турбины.
Сложные и большие установки практически всегда уникальны, их производство ведется малыми сериями или вообще изготовляются единичные экземпляры. Чаще всего агрегаты, выпускаемые в больших количествах, находят применение в мирных отраслях хозяйства, например, для перекачки углеводородного сырья по трубопроводам. Именно такие и производятся компанией ОДК под маркой «Сатурн». Газовые турбины насосных станций полностью соответствуют по назначению своему названию. Они действительно качают природный газ, используя для своей работы его же энергию.
Представленные издания:

1. Гецов Л.Б. Материалы и прочность газовых турбин.

2. Цанев С.В., Буров В.Д., Земцов А.С., Осыка А.С. Газотурбинные энергетические установки.

3. Шигапов А.Б. Стационарные газотурбинные установки тепловых электрических станций.

4. Шабаров А.Б., Шалай В.В., Земенков Ю.Д., Акулов К.А., Чекардовский С.М. Устройство и эксплуатация газотурбинных установок.

5. Тунаков А.П., Кривошеев И.А., Ахмедзянов Д.А. САПР газотурбинных двигателей.

6. Лапшин К.Л. Оптимизация проточных частей паровых и газовых турбин.
Выставка "Лазеры"

Выставка действует в помещении ФБУ "РНТПБ" с 01.04.2015 г. по 08.04.2015 г.

Изобретение лазера стоит в одном ряду с наиболее выдающимися достижениями науки и техники XX века. Первый лазер появился в 1960 г., и сразу же началось бурное развитие лазерной техники. В короткое время были созданы разнообразные типы лазеров и лазерных устройств, предназначенных для решения конкретных научных и технических задач. Лазеры уже успели завоевать прочные позиции во многих отраслях народного хозяйства. Как заметил академик А.П. Александров, “всякий мальчишка теперь знает слово лазер”. И все же, что такое лазер, чем он интересен и полезен? Один из основоположников науки о лазерах – квантовой электроники – академик Н.Г. Басов отвечает на этот вопрос так: “Лазер – это устройство, в котором энергия, например тепловая, химическая, электрическая, преобразуется в энергию электромагнитного поля – лазерный луч. При таком преобразовании часть энергии неизбежно теряется, но важно то, что полученная в результате лазерная энергия обладает несравненно более высоким качеством. Качество лазерной энергии определяется ее высокой концентрацией и возможностью передачи на значительное расстояние. Лазерный луч можно сфокусировать в крохотное пятнышко диаметра порядка длины световой волны и получить плотность энергии, превышающую еже на сегодняшний день плотность энергии ядерного взрыва… С помощью лазерного излучения уже удалось достичь самых высоких значений температуры, давления, напряженности магнитного поля. Наконец, лазерный луч является самым емким носителем информации и в этой роли – принципиально новым средством ее передачи и обработки”. Широкое применение лазеров в современной науке и технике объясняется специфическими свойствами лазерного излучения. Лазер – это генератор когерентного света. В отличии от других источников света (например, ламп накаливания или ламп дневного света) лазер дает оптическое излучение, характеризующееся высокой степенью упорядоченности светового поля или, как говорят, высокой степенью когерентности. Такое излучение отличается высокой монохроматичностью и направленностью. В наши дни лазеры успешно трудятся на современном производстве, справляясь с самыми разнообразными задачами. Лазерным лучом раскраивают ткани и режут стальные листы, сваривают кузова автомобилей и приваривают мельчайшие детали в радиоэлектронной аппаратуре, пробивают отверстия в хрупких и сверхтвердых материалах. Доводка номиналов пассивных элементов микросхем и методы получения на них активных элементов с помощью лазерного луча получили дальнейшее развитие и применяются в производственных условиях. Причем лазерная обработка материалов позволяет повысить эффективность и конкурентоспособность по сравнению с другими видами обработки. В руках хирурга лазерный луч превратился в скальпель, обладающий рядом удивительных свойств. Лазеры широко используются в современных контрольно-измерительных устройствах, вычислительных комплексах, системах локации и связи. Лазеры позволяют быстро и надежно контролировать загрязненность атмосферы и поверхности моря, выявлять наиболее нагруженные участки деталей различных механизмов, определять внутренние дефекты в них. Лазерный луч становится надежным помощником строителей, картографов, археологов, криминалистов. Непрерывно расширяется область применения лазеров в научных исследованиях – физических, химических, биологических. Замечательные свойства лазеров – исключительно высокая когерентность и направленность излучения, возможность генерирования когерентных волн большой интенсивности в видимой, инфракрасной и ультрафиолетовой областях спектра, получение высоких плотностей энергии как в непрерывном, так и в импульсном режиме – уже на заре квантовой электроники указывало на возможность широкого их применения для практических целей. С начала своего возникновения лазерная техника развивается исключительно высокими темпами. Появляются новые типы лазеров и одновременно усовершенствуются старые: создаются лазерные установки с необходимым для различных конкретных целей комплексом характеристик, а также различного рода приборы управления лучом, все более и более совершенствуется измерительная техника. Это послужило причиной глубокого проникновения лазеров во многие отрасли народного хозяйства, и в частности в машино- и приборостроение. Значительная импульсная мощность и энергия излечения современных твердотельных и газовых лазеров позволили вплотную подойти к решению проблем лазерной энергетики – разработке лазерного оружия для систем противоракетной обороны, управляемого термоядерного синтеза, разделения изотопов и лучевой передачи энергии, в том числе на космические объекты. Надо особо отметить, что освоение лазерных методов или, иначе говоря, лазерных технологий значительно повышает эффективность современного производства. Лазерные технологии позволяют осуществлять наиболее полную автоматизацию производственных процессов. Одновременно при этом экономится сырье и рабочее время, повышается качество продукции. Например, практически мгновенная пробивка отверстий лазерным излучением во много раз увеличивает производительность работы сверловщика и к тому же существенно повышает качество этой работы. Лазерное изготовление микросхем отличается высокой производительностью и высоким качеством. В обоих примерах производственные операции легко поддаются автоматизации; управление лазерным лучом может взять на себя специальное вычислительное устройство. Можно уверенно утверждать, что внедрение и совершенствование лазерных технологий приведет к качественному изменению всего облика современного производства. Огромны и впечатляющи достижения лазерной техники сегодняшнего дня. Завтрашний день обещает еще более грандиозные свершения. С лазерами связаны многие надежды: от создания объемного кино до решения таких глобальных проблем, как установление сверхдальней наземной и подводной оптической связи, разгадку тайн фотосинтеза, осуществление управляемой термоядерной реакции, появление систем с большим объемом памяти и быстродействующими устройствами ввода-вывода информации.
Представленные издания:

1. Бертолотти М. История лазера.

2. Под ред Зуева И.В., перевод Смирнова А.Л. Промышленное применение лазеров.

3. Алейников В.С., Масычев В.И. Лазеры на окиси углерода.

4. Балошин Ю.А., Крылов К.И., Шарлай С.Ф. Применение ЭВМ при разработке лазеров.

5. Григорьянц А.Г., Шиганов И.Н., Мисюров А.И. Технологические процессы лазерной обработки.
Представленные издания:

1.Геотермальная энергия. Ресурсы, разработка, использование : пер. с англ. / под ред. А.Е. Светловского. - М. : Мир, 1975. - 354 с.

2.Альтернативные источники энергии : материалы сов.-итал. симп. 1982 г. Ч. 3. Использование геотермальной энергии / [отв. ред. Р.Б. Ахмедов]; М-во энергетики и электрификации СССР, Гос. науч.-исслед. энергет. ин-т им. Г.М. Кржижановского. - М. : Б. и., 1983. - 163 с. : ил.
3.Геотермальная энергия : пер. с англ. / Э. Берман ; под ред. Б.Ф. Маврицкого. - М. : Мир, 1978. - 416 с. : ил.

4.Внутренние санитарно-технические устройства : справ.: в 3 ч. Ч. 1. Отопление / В. Н. Богословский [и др.] ; под ред. И.Г. Староверова. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - М. : Стройиздат, 1990. - 344 с. : ил., табл. - (Справочник проектировщика).

5.Введение в специальность: Электроэнергетика : учеб. / В. А. Веников, Е. В. Путятин ; под ред. В.А. Веникова. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Высш. шк., 1988. - 239 с. : ил.

6.Основные проблемы электроэнергетики России и пути их решения. Ч. 1 / В. В. Молодюк, Я. Ш. Исамухамедов, В. А. Баринов. - М. : Энергопрогресс, 2016. - 106 с. : ил. - (Б-чка электротехника. Вып. 12 (216)).

7.Тепловые насосы : учеб. пособие / Е. В. Стариков, В. И. Велькин, К. О. Гаманов. - Екатеринбург : Изд-во УМЦ УПИ, 2016. - 131 с. : ил.

8.Возможности использования энергетических установок на основе возобновляемых источников энергии : моногр. / В. В. Кувшинов, Н. В. Морозова, И. Ю. Софийский. - М. : Спутник+, 2017. - 290 с. : ил.

9.Возобновляемая энергетика : учеб. пособие / А. Б. Дарьенков [и др.] ; Нижегор. гос. техн. ун-т им. Р.Е. Алексеева (НГТУ). - Н. Новгород : НГТУ им. Р.Е. Алексеева, 2017. - 214 с. : ил.

10. Энергетические установки на основе возобновляемых источников энергии : учеб. пособие / В. В. Кувшинов, Н. В. Морозова, И. Ю. Софийский ; Севастоп. гос. ун-т, Ин-т ядерной энергии и пром-сти. - М. : Спутник+, 2018. - 277 с. : ил.

Выставка "Станки и инструмент"

Выставка действует в помещении ФБУ "РНТПБ" с 05.11.2019 г. по 12.11.2019 г.

Современные требования к качеству машин различного технологического назначения определяют повышенное внимание специалистов к обработке сложных и точных поверхностей. В связи с развитием науки и техники открываются новые возможности для проведения исследований и разработок в области совершенствования как технологии, так и оборудования с целью гарантированного выполнения этих требований.
Развитие элементной базы высокой интеграции и вычислительной техники для информационно-измерительных и управляющих систем существенно повлияло на подходы к решению названной проблемы не только по перечисленным направлениям, но и по направлениям использования теории автоматического управления, теории вероятностей и математической статистики, создания динамического мониторинга, управления и выборочного контроля изделий в реальном времени.
Технические решения в области высокоэффективных технологий, предлагаемые ведущими разработчиками, служат основой повышения производительности механообработки современных высокотехнологичных изделий в машиностроении России.

Представленные издания:

1. Полтавец О.Ф. О станках и станочниках / О. Ф. Полтавец. - М. : Машиностроение, 1984. - 160 с. : ил. - (Кем быть?!).

2. Аверьянова И.О. Эффективное использование металлообрабатывающих станков с ЧПУ / И. О. Аверьянова ; Моск. гос. индустр. ун-т (МГИУ). - М. : МГИУ, 2012. - 305 с. : ил.

3. Некрасов Ю.И. Диагностика процессов нагружения и накопления повреждений инструмента при обработке на станках с ЧПУ / Ю. И. Некрасов, У. С. Путилова, Р. Ю. Некрасов ; Тюм. гос. нефтегаз. ун-т (ТюмГНГУ). - Тюмень : ТюмГНГУ, 2013. - 120 с. : ил.

4. Петрунин В.И. Исследование точности и жесткости механизмов смены инструмента металлорежущих станков / В. И. Петрунин, А. Ф. Денисенко, О. Ю. Казакова ; Самар. гос. техн. ун-т. - Самара : Самар. гос. техн. ун-т, 2012. - 177 с. : ил.

5. Андреев Г.И. Работа на станках с ЧПУ. Система ЧПУ FANUC. Работа на токарных станках. Фрезерная обработка / Г. И. Андреев, Д. Ю. Кряжев. - СПб. : ЗАО "Типография "Взлет", 2007. - 84 с. : ил.

6. Лобанов Д.В. Подготовка режущего инструмента для обработки композиционных материалов / Д. В. Лобанов, А. С. Янюшкин ; Братский гос. ун-т (БрГУ). - Братск : ГОУ ВПО БрГУ, 2011. - 192 с. : ил.

7. Украженко К.А. Инструментальные системы машиностроительных производств: моногр. / К. А. Украженко. - Ярославль : ИД ЯГТУ, 2015. - 236 с. : ил., табл. - :Библиогр.: 52 назв.

8. Правила безопасности при работе с инструментом и приспособлениями. РД 34.03.204 / ред. А. Деревянко; М-во топлива и энергетики Рос. Федерации. - СПб. : ДЕАН, 2014. - 224 с. : ил. - (Безопасность труда России).

9. Всегда на шаг впереди. ИЗТС: 50 лет на службе Отечеству / под ред. В. Бажанова. - Иваново : Б. и., 2007. - 168 с. : ил.

10. Волосова, М.А. Инструмент высокоэффективных технологий / М. А. Волосова, С. Н. Григорьев, А. Р. Маслов. - М. : ИТО, 2011. - 224 с. : ил.

11. Верещака А.А. Режущие инструменты с модифицирующими износостойкими комплексами [Текст] / А. А. Верещака, А. С. Верещака, М. И. Седых. - М. : ФГБОУ ВПО МГТУ "СТАНКИН", 2014. - 195 с. : ил.

12. Панкратов, Ю.М. Профилирование обкатных инструментов / Ю. М. Панкратов. - СПб. : Политехника-сервис, 2010. - 158 с. : ил.

13. Управление станками и станочными комплексами: учеб. / Б. М. Бржозовский [и др.] ; под ред. В.В. Мартынова; Сарат. гос. техн. ун-т (СГТУ). - Саратов : СГТУ, 2007. - 295 с. : ил.

14. Инструменты и технологическая оснастка фрезерных операций: учеб. пособие для вузов / А. Г. Схиртладзе [и др.]. - Йошкар-Ола : Марийск. гос. техн. ун-т, 2009. - 376 с. : ил.

15. Солоненко, В.Г. Повышение работоспособности лезвийных режущих инструментов / В. Г. Солоненко ; Кубан. гос. технолог. ун-т (КубГТУ). - Краснодар : Изд-во КубГТУ, 2008. - 141 с. : ил.

16. Исследования станков и инструментов для обработки сложных и точных поверхностей: межвуз. науч. сб. / ред. Р.А. Козина; М-во образования и науки Рос. Федерации; Сарат. гос. техн. ун-т (СГТУ). - Саратов : СГТУ, 2003. - 188 с. : ил.
Выставка "ТРИБОЛОГИЯ" Выставка действует в помещении ФБУ "РНТПБ" с 18.11.2019 г. по 26.11.2019 г.

Представленные издания:

1. Машиностроение : сб. Вып. 1 / под общ. ред. П. Гадьора, К.В. Фролова; Ин-т машиноведения им. А.А. Благонравова АН СССР. - М. ; Будапешт : Изд-во Ин-та машиноведения им. А.А. Благонравова АН СССР : Информэлектро, 1983. - 164 с. : ил.
2. Машиностроительные материалы, конструкции и расчет деталей машин. Гидропривод. Т. 10 / под ред. А.П. Гусенкова; ВИНИТИ. - М. : ВИНИТИ, 1988. - 129 с. : ил. - (Итоги науки и техники. Машиностроительные материалы, конструкции и расчет деталей машин. Гидропривод). Международные стандарты : пер. с англ. / Д. Кламанн ; под ред. Ю.С. Заславского. - М. : Химия, 1988. - 488 с. : ил
3. Методы исследования поверхностных слоев при трении : учеб. пособие / Л. И. Куксенова, В. Г. Лаптева, С. А. Герасимов. - М. : Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. - 73 с. : ил.
4. Проблемы машиностроения и автоматизации : [сб.]. Вып. 12 / [гл. ред. П. Гадьор, К.В. Фролов]; Междунар. центр науч. и техн. информ. (МЦНТИ), Ин-т машиноведения им. А.А. Благонравова АН СССР, Информ. центр пром-сти, Информэлектро. - М. ; Будапешт : МЦНТИ, 1986. - 94 с. : ил. Проблемы машиностроения и автоматизации : [сб.]. Вып. 26 / [гл. ред. П. Гадьор, К.В. Фролов]; Междунар. центр науч. и техн. информ. (МЦНТИ), Ин-т машиноведения им. А.А. Благонравова АН СССР, Информ. центр пром-сти, Информэлектро. - М. ; Будапешт : МЦНТИ, 1989. - 95 с. : ил
5. Проблемы машиностроения и автоматизации : [сб.]. Вып. 27 / [гл. ред. П. Гадьор, К.В. Фролов]; Междунар. центр науч. и техн. информ. (МЦНТИ), Ин-т машиноведения им. А.А. Благонравова АН СССР, Информ. центр пром-сти, Информэлектро. - М. ; Будапешт : МЦНТИ, 1989. - 110 с. : ил. - Текст (визуальный) : непосредственный.
6. Трибология: международная энциклопедия : справ. Т. 1. Историческая справка, термины, определения / под общ. ред. К.Н. Войнова. - Краснодар : Анима, 2010. - 176 с. : ил
7. Трибология: международная энциклопедия : справ. Т. 2. Машины, стенды и устройства для трибоиспытаний, включая английские слова и выражения / под общ. ред. К.Н. Войнова. - Краснодар : Анима, 2011. - 256 с. : ил. -
8. Техническая инновационика. Проблемы инженерного анализа технических систем : моногр. / О. В. Измеров [и др.] ; [под ред. А.С Космодамианского]; Госуниверситет - УНПК. - Орел : Госуниверситет - УНПК, 2013. - 260 с. : ил.
9. Трибология смазочных материалов / Ю. С. Заславский. - М. : Химия, 1991. - 240 с. : ил.
10. Смазки и родственные продукты. Синтез. Свойства.Применение. Международные стандарты : пер. с англ. / Д. Кламанн ; под ред. Ю.С. Заславского. - М. : Химия, 1988. - 488 с. : ил
11. Трение на основе самоорганизации / А. А. Поляков, Ф. И. Рузанов ; отв. ред. А.А. Чичинадзе; Ин-т машиноведения им. А.А. Благонравова АН СССР. - М. : Наука, 1992. - 135 с. : ил.
12. Энергодиагностика и condition monitoring : 3-я Междунар. конф.: Н. Новгород: сент. 2000 г.: сб. тр. Т. 3. Трибология / ред. О.М. Устинова; ОАО "Газпром". - М. : ИРЦ Газпром, 2001. - 176 с. : ил. - Текст (визуальный) : непосредственный.

Выставка "Трибология"

Выставка действует в помещении ФБУ "РНТПБ" с 18.11.2019 г. по 26.11.2019 г.

1. Машиностроение : сб. Вып. 1 / под общ. ред. П. Гадьора, К.В. Фролова; Ин-т машиноведения им. А.А. Благонравова АН СССР. - М. ; Будапешт : Изд-во Ин-та машиноведения им. А.А. Благонравова АН СССР : Информэлектро, 1983. - 164 с. : ил.
2. Машиностроительные материалы, конструкции и расчет деталей машин. Гидропривод. Т. 10 / под ред. А.П. Гусенкова; ВИНИТИ. - М. : ВИНИТИ, 1988. - 129 с. : ил. - (Итоги науки и техники. Машиностроительные материалы, конструкции и расчет деталей машин. Гидропривод). Международные стандарты : пер. с англ. / Д. Кламанн ; под ред. Ю.С. Заславского. - М. : Химия, 1988. - 488 с. : ил
3. Методы исследования поверхностных слоев при трении : учеб. пособие / Л. И. Куксенова, В. Г. Лаптева, С. А. Герасимов. - М. : Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. - 73 с. : ил.
4. Проблемы машиностроения и автоматизации : [сб.]. Вып. 12 / [гл. ред. П. Гадьор, К.В. Фролов]; Междунар. центр науч. и техн. информ. (МЦНТИ), Ин-т машиноведения им. А.А. Благонравова АН СССР, Информ. центр пром-сти, Информэлектро. - М. ; Будапешт : МЦНТИ, 1986. - 94 с. : ил. Проблемы машиностроения и автоматизации : [сб.]. Вып. 26 / [гл. ред. П. Гадьор, К.В. Фролов]; Междунар. центр науч. и техн. информ. (МЦНТИ), Ин-т машиноведения им. А.А. Благонравова АН СССР, Информ. центр пром-сти, Информэлектро. - М. ; Будапешт : МЦНТИ, 1989. - 95 с. : ил
5. Проблемы машиностроения и автоматизации : [сб.]. Вып. 27 / [гл. ред. П. Гадьор, К.В. Фролов]; Междунар. центр науч. и техн. информ. (МЦНТИ), Ин-т машиноведения им. А.А. Благонравова АН СССР, Информ. центр пром-сти, Информэлектро. - М. ; Будапешт : МЦНТИ, 1989. - 110 с. : ил. - Текст (визуальный) : непосредственный.
6. Трибология: международная энциклопедия : справ. Т. 1. Историческая справка, термины, определения / под общ. ред. К.Н. Войнова. - Краснодар : Анима, 2010. - 176 с. : ил
7. Трибология: международная энциклопедия : справ. Т. 2. Машины, стенды и устройства для трибоиспытаний, включая английские слова и выражения / под общ. ред. К.Н. Войнова. - Краснодар : Анима, 2011. - 256 с. : ил. -
8. Техническая инновационика. Проблемы инженерного анализа технических систем : моногр. / О. В. Измеров [и др.] ; [под ред. А.С Космодамианского]; Госуниверситет - УНПК. - Орел : Госуниверситет - УНПК, 2013. - 260 с. : ил.
9. Трибология смазочных материалов / Ю. С. Заславский. - М. : Химия, 1991. - 240 с. : ил.
10. Смазки и родственные продукты. Синтез. Свойства.Применение. Международные стандарты : пер. с англ. / Д. Кламанн ; под ред. Ю.С. Заславского. - М. : Химия, 1988. - 488 с. : ил
11. Трение на основе самоорганизации / А. А. Поляков, Ф. И. Рузанов ; отв. ред. А.А. Чичинадзе; Ин-т машиноведения им. А.А. Благонравова АН СССР. - М. : Наука, 1992. - 135 с. : ил.
12. Энергодиагностика и condition monitoring : 3-я Междунар. конф.: Н. Новгород: сент. 2000 г.: сб. тр. Т. 3. Трибология / ред. О.М. Устинова; ОАО "Газпром". - М. : ИРЦ Газпром, 2001. - 176 с. : ил. - Текст (визуальный) : непосредственный.

Выставка "Станки и инструмент"

Выставка действует в помещении ФБУ "РНТПБ" с 02.12.2019 г. по 10.12.2019 г.

Представленные издания:

1. Аверьянова И.О. Эффективное использование металлообрабатывающих станков с ЧПУ / И. О. Аверьянова ; Моск. гос. индустр. ун-т (МГИУ). - М. : МГИУ, 2012. - 305 с. : ил.

2. Андреев Г.И. Работа на станках с ЧПУ. Система ЧПУ FANUC. Работа на токарных станках. Фрезерная обработка / Г. И. Андреев, Д. Ю. Кряжев. - СПб. : ЗАО "Типография "Взлет", 2007. - 84 с. : ил.

3. Всегда на шаг впереди. ИЗТС: 50 лет на службе Отечеству / под ред. В. Бажанова. - Иваново : Б. и., 2007. - 168 с. : ил.

4. Верещака А.А. Режущие инструменты с модифицирующими износостойкими комплексами [Текст] / А. А. Верещака, А. С. Верещака, М. И. Седых. - М. : ФГБОУ ВПО МГТУ "СТАНКИН", 2014. - 195 с. : ил.

5. Волосова, М.А. Инструмент высокоэффективных технологий / М. А. Волосова, С. Н. Григорьев, А. Р. Маслов. - М. : ИТО, 2011. - 224 с. : ил.

6. Инструменты и технологическая оснастка фрезерных операций: учеб. пособие для вузов / А. Г. Схиртладзе [и др.]. - Йошкар-Ола : Марийск. гос. техн. ун-т, 2009. - 376 с. : ил.

7. Исследования станков и инструментов для обработки сложных и точных поверхностей: межвуз. науч. сб. / ред. Р.А. Козина; М-во образования и науки Рос. Федерации; Сарат. гос. техн. ун-т (СГТУ). - Саратов : СГТУ, 2003. - 188 с. : ил.

8. Лобанов Д.В. Подготовка режущего инструмента для обработки композиционных материалов / Д. В. Лобанов, А. С. Янюшкин ; Братский гос. ун-т (БрГУ). - Братск : ГОУ ВПО БрГУ, 2011. - 192 с. : ил.

9. Некрасов Ю.И. Диагностика процессов нагружения и накопления повреждений инструмента при обработке на станках с ЧПУ / Ю. И. Некрасов, У. С. Путилова, Р. Ю. Некрасов ; Тюм. гос. нефтегаз. ун-т (ТюмГНГУ). - Тюмень : ТюмГНГУ, 2013. - 120 с. : ил.

10. Панкратов, Ю.М. Профилирование обкатных инструментов / Ю. М. Панкратов. - СПб. : Политехника-сервис, 2010. - 158 с. : ил.

11. Петрунин В.И. Исследование точности и жесткости механизмов смены инструмента металлорежущих станков / В. И. Петрунин, А. Ф. Денисенко, О. Ю. Казакова ; Самар. гос. техн. ун-т. - Самара : Самар. гос. техн. ун-т, 2012. - 177 с. : ил.

Выставка "Прокатное оборудование"

Выставка действует в помещении ФБУ "РНТПБ" с 17.02.2020 г. по 25.02.2020 г.

Сложно назвать отрасль промышленности, где не применяется металл и изделия из него, для производства которых активно используется прокатный стан. Металлургические предприятия сегодня предъявляют достаточно высокие требования к оборудованию. Именно поэтому современные промышленные машины, в частности прокатные станы, значительно отличаются от моделей, которые выпускались ранее.
Потребность в таком прочном и надежном материале как металл постоянно растет, что приводит к необходимости открытия новых металлургических предприятий и модернизации уже работающих. Список отраслей промышленности, в которых без применения металла просто не обойтись, можно продолжать до бесконечности. Это машиностроение, автомобиле- и судостроение, строительная сфера и многие другие.
Для того чтобы металлическая руда превратилась в металлопрокат определенной марки, необходимо выполнить массу основных и вспомогательных операций, для каждой из которых используется специальное оборудование. Одним из основных типов металлургического оборудования, на котором в результате пластической деформации из раскаленной заготовки получается лист металла, является прокатный стан. Именно на нем производится основной объем работ, выполнением которых занимаются металлургические предприятия.

Представленные издания:

1. Божков, А.И. Плоскостность тонколистового проката / А. И. Божков, В. П. Настич. - М. : СП Интермет Инжиниринг, 1998. - 264 с. : ил.

2. Грудев, А.П. Теория прокатки / А. П. Грудев. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Интермет Инжиниринг, 2001. - 280 с. : ил.
3. Джетымов, А.М. Теория прокатки в узком очаге деформации / А. М. Джетымов. - М. : Металлургиздат, 2010. - 496 с. : ил.

4. Жучков, С.М. Процесс прокатки-разделения с использованием неприводных делительных устройств. Теория и практика / С. М. Жучков [и др.]. - Украина - Беларусь : Б. и., 2007. - 284 с. : ил. + рис.

5. Зотов, В.Ф. Производство проката / В. Ф. Зотов. - М. : Интермет Инжиниринг, 2000. - 352 с. : ил.

6. Поляков, Б.Н. Нагруженность, несущая способность и долговечность прокатного производства / Б. Н. Поляков [и др.]. - М. : Металлургия, 1990. - 320 с. : ил.

7. Оборудование сортовых и толстолистовых прокатных станов : сб. науч. тр. / под ред. В.Г. Дрозда [и др.]; Всесоюз. науч.-исслед. и проектно-конструкт. ин-т металлург. машиностроения (ВНИИметмаш). - М. : ВНИИметмаш, 1989. - 250 с. : ил

8. Обработка сплошных и слоистых материалов : межвуз. сб. науч. тр. Вып. 36 / под ред. М.В. Чукина; Магнитогор. гос. техн. ун-т им. Г.И. Носова (МГТУ). - Магнитогорск : ГОУ ВПО "МГТУ", 2010. - 179 с. : ил.

9. Нагруженность, несущая способность и долговечность прокатного производства / Б. Н. Поляков [и др.]. - М. : Металлургия, 1990. - 320 с. : ил.

10. Производство горячекатанного листового проката для замещения холоднокатанного аналогичного назначения : моногр. / М. И. Румянцев [и др.] ; Магнитогор. гос. техн. ун-т им. Г.И. Носова (МГТУ). - Магнитогорск : МГТУ им. Г.И. Носова, 2012. - 217 с. : ил

Выставка "ПРОИЗВОДСТВО ТРУБ"

Выставка действует в помещении ФБУ "РНТПБ" с 23.03.2020 г. по 30.03.2020 г.

Трубы — это изделия, которые представляют собой вид замкнутого сварного профиля с постоянным сечением. Из них формируют различные коммуникационные системы. Кроме этого, их используют и в других всевозможных целях в строительстве (например, трубный фундамент). На сегодняшний день существует множество разновидностей труб по материалу изготовления. Все они отличаются по способу производства и назначению.
До недавних пор материалом для труб служили различные металлы. Стальные, чугунные, медные и прочие изделия широко использовались в коммуникациях и других областях. Однако с развитием промышленных технологий стали появляться изделия, выполненные из различных полимерных соединений, что привело к большим изменениям в этом сегменте рынка.
Пластиковые трубы имеют ряд неоспоримых преимуществ перед металлическими аналогами: производство и стоимость таких изделий дешевле, отличаются высокими антикоррозийными показателями и имеют долгий срок службы. Они просты в транспортировке и монтаже и имеют эстетичный внешний вид.
Однако использование пластмассовых труб не всегда возможно из-за тех или иных обстоятельств. Как пример, применение изделий из полимерных материалов для хозяйственных газопроводов категорически запрещено. Это связано с тем, что конструкция, транспортирующая газ, должна отличаться высокими прочностными характеристиками. Поэтому газопроводы внутри помещений монтируются только из металлических труб.

Представленные издания:

1. Коликов А.П. Производство холодноформированных труб: учеб. пособие / А. П. Коликов, Ю.Н. Райков. - М.: Цветметобработка, 2013. - 323 с.: ил.

2. Кондратов Л.А. Развитие трубного производства / Л.А. Кондратов. - М.: Металлургиздат, 2015. - 256 с. : ил.

3. Машины и агрегаты для производства стальных труб: учеб. пособие / Ю.Ф. Шевакин и др.; ред. Ю.Ф. Шевакин. - М.: Интермет Инжиниринг, 2007. - 387 с.: ил.

4. Никитин В.А. Проектирование станков холодной и горячей гибки труб / В.А. Никитин. - СПб.: ЦТСС, 2011. - 234 с. : ил.

5. Потапов И.Н. Теория трубного производства: учебник / И.Н. Анисимов, А.П. Коликов, В.М. Друян. - М. : Металлургия", 1991. - 424с. : ил.

6. Производство труб: материалы конференции г. Эссен: пер. с нем. / пер. Ю.П. Шинкаревич, ред. И.Н. Потапов. - М. : Металлургия, 1980. - 285 с. : ил.

7. Рымов В.А.Совершенствование производства сварных труб / В.А. Рымов, П.И. Полухин, И.Н. Потапов. - М.: Металлургия, 1983. - 312 с. : ил.

8. Технология оборудования и трубного производства: учебник / В.Я. Осадчий и др; ред. В.Я. Осадчий. - М. : Интермет Инжиниринг, 2001. - 604 с. : ил.

9. Труды Международной научно-технической конференции "Трубы-2009": сборник докладов / ред. И.Ю. Пышминцев. - Челябинск: РосНИТИ, 2009. - 418с. : ил.

10. Чернявский В.Б. Безопасность труда в трубном производстве / В.Б. Чернявский, В.В. Вышинский, Л.В. Ленская. - Киев: Тэхника, 1990. - 135 с. : ил. - (Техника безопасности).

Выставка "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ"

Выставка действует в помещении ФБУ "РНТПБ" с 03.08.2020 г. по 14.08.2020 г.

Охрана окружающей среды — система мер, направленных на обеспечение благоприятных и безопасных условий среды обитания и жизнедеятельности человека. Важнейшие факторы окружающей среды — атмосферный воздух, воздух жилищ, вода, почва. Охрана окружающей среды предусматривает сохранение и восстановление природных ресурсов с целью предупреждения прямого и косвенного отрицательного воздействия результатов деятельности человека на природу и здоровье людей.
В условиях научно-технического прогресса и интенсификации промышленного производства проблемы охраны окружающей среды стали одной из важнейших общегосударственных задач, решение которых неразрывно связано с охраной здоровья людей. Долгие годы процессы ухудшения окружающей среды были обратимыми, т.к. затрагивали лишь ограниченные участки, отдельные районы и не носили глобального характера, поэтому эффективные меры по защите среды обитания человека практически не принимались. В последние же 20—30 лет в различных районах Земли начали появляться необратимые изменения природной среды или возникать опасные явления. В связи с массированным загрязнением окружающей среды вопросы ее охраны из региональных, внутригосударственных выросли в международную, общепланетарную проблему. Все развитые государства определили охрану окружающей среды одним из наиболее важных. При решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды, следует учитывать, что человек с самого рождения и в течение всей своей жизни подвергается воздействию различных факторов (контакт с химическими веществами в быту, на производстве, употребление лекарств, попадание в организм химических добавок, содержащихся в пищевых продуктах, и др.). Дополнительное воздействие вредных веществ, поступающих в окружающую среду, в частности с промышленными отходами, может оказать отрицательное воздействие на состояние здоровья людей.

Представленные издания:

1. Мельников А.А. Проблемы окружающей среды и стратегия ее сохранения: учеб. пособие / А.А. Мельников. - М.: Гаудеамус: Академический проект, 2009. - 720 с. + 24 цв. вкл.: ил.

2. Молодцова Е.С. Охрана окружающей среды и международное регулирование мирной ядерной деятельности / Е. С. Молодцова. - М.: Изд. фирма "Туров", 2000. - 224 с.: ил.

3. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: учеб. пособие / Ю.В. Новиков. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 320 с.: ил.

4. Охрана окружающей среды: учеб. / С.В. Белов [и др.]; под ред. С.В. Белова - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 1991. - 319 с.: ил.

5. Охрана природы и воспроизводство природных ресурсов. Т. 31. Природные и антропогенные источники загрязнения атмосферы / [авт. текста В.С. Савенко, гл. ред. В.Е. Соколов]; Всесоюз. ин-т науч. и техн. информ. (ВИНИТИ). - М.: ВИНИТИ, 1991. - 212 с.: цв. ил. - (Итоги науки и техники. Охрана природы и воспроизводство природных ресурсов).

6. Протасова В.Ф. Экология, охраны природы. Законы, кодексы, платежи. Показатели, нормативы. Госты. Экологическая доктрина. Киотский протокол. Термины и понятия. Экологическое право: учеб. пособие / В.Ф. Протасова. - 2-е изд., переработ. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 380 с.: ил.

7. Снакин В.В. Экология и охрана природы: слов.-справ. / В.В. Снакин; под ред. А.Л Яншина. - М.: Academia, 2000. - 384 с.: ил.

8. Тупов В.Б. Факторы физического воздействия ТЭС на окружающую среду: учеб. пособие / В.Б. Тупов; Нац. исслед. ун-т "МЭИ". - М.: МЭИ, 2012. - 284 с.: ил.

9. Цгоев Т.Ф. Элементы управления экологической безопасностью на предприятиях и организациях: учеб. пособие / Т.Ф. Цгоев, В.Г. Кокоев; Сев.-Кав. горно-металлург. ин-т (СКГМИ); Гос. технолог. ун-т (ГТУ). - Владикавказ: СКГМИ (ГТУ), 2012. - 342 с.: ил.

10.Черенцова А.А. Состояние окружающей среды в зоне влияния золоотвалов теплоэлектростанции / А.А. Черенцова, Л.П. Майорова, Т.И. Матвеенко; М-во образования и науки РФ; Тихоокеан. гос. ун-т (ТОГУ).- Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2013. - 123 с.: ил.

Выставка "ОГНЕУПОРЫ"

Выставка действует в помещении ФБУ "РНТПБ" с 14.12.2017 г. по 21.12.2017 г.

Огнеупорные материалы получили свое название благодаря способности в течение длительного времени выдерживать очень высокую температуру - почти 1600 градусов. Абсолютное большинство огнеупорных материалов изготавливается с применением минерального сырья, которое обладает всеми необходимыми качествами (огнеупорностью и т.д.).
Стоит отметить, что высокотемпературные материалы не просто выдерживают температуру в течение длительного времени - они еще и сохраняют свои свойства и структуру. Огнеупорные изделия защищают другие материалы от прямого воздействия высоких температур.
Более 60% всех произведенных огнеупорных высокотемпературных материалов используется в цветной и черной металлургии. Они являются одними из основ медеплавильных, стекловаренных, сталеплавильных и доменных печей.
По типу материала:
Муллитокремнеземистые материалы

Керамическое волокно

Кремнезёмные материалы

Шамотные огнеупоры

Представленные издания:

1. Байсоголов В.Г. Механическое и транспортное оборудование заводов огнеупорной промышленности: учеб. / В.Г. Байсоголов. - М.: Металлургия, 1981. - 296 с.: ил.

2. Огнеупорные бетоны: справ. / С.Р. Замятин [и др.] - М.: Металлургия, 1982. - 256 с.: ил.

3. Огнеупорные, теплоизоляционные и строительные материалы для печей: учеб. пособие / М.А. Ларин [и др.]. - Н.Новгород: НГТУ им. Р.Е. Алексеева, 2015. - 146 с.: ил., табл. - Библиогр.: 13 назв.

4. Огнеупоры для вакуумных металлургических агрегатов / А.К. Карклит [и др.]. - М.: Металлургия, 1982. - 144 с.: ил.

5. Огнеупоры и их применение: пер. с яп. / под ред. Я. Инамуры, А.Г. Юдина. - М.: Металлургия, 1984. - 448 с.: ил.

6. Производство и применение плавленнолитых огнеупоров / О.Н. Попов [и др.]; под общ. ред. О.Н. Попова. - М.: Металлургия, 1985. - 256 с.: ил.

7. Стариков В.С. Огнеупоры и футеровки в ковшевой металлургии: учеб. пособие / В.С. Стариков, М.В. Темлянцев, В.В. Стариков. - М.: МИСиС, 2003. - 328 с.: ил.

8. Стрелов К.К. Технология огнеупоров: учеб. / К.К. Стрелов, П.С. Мамыкин - 3-е изд, переработ. - М.: Металлургия, 1978. - 376 с.: ил.

9. Технологии и оборудование для производства огнеупоров. Использование новых видов огнеупорных изделий в металлургической промышленности: материалы Междунар. конф. 9 февраля 2005 г. / В.М. Некрасов [и др.]; Моск. гос. ин-т стали и сплавов (Технолог. ун-т) (МИСиС). - М.: Теплоэнергетик, 2005. - 144 с.: ил.

10. Утилизация отходов производства вторичного алюминия в технологиях огнеупоров и цементов: моногр. / А.И. Ушеров [и др.]; Юж.-Урал. гос. ун-т (ЮУрГУ), Фил. ЮУрГУ в г. Сатке. - Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2016. - 140 с.: ил.

11. Чиграй И.Д. Огнеупоры для производства стали в конвертоных цехах / И.Д. Чиграй, А.П. Кудрина. - М.: Металлургия, 1982. - 160 с.: ил.

Выставка "ГАЗОТУРБИННЫЕ ДВИГАТЕЛИ"

Выставка действует в помещении ФГАУ ИММ с 17.03.2021 г. по 26.03.2021 г.

Газотурбинный двигатель (ГТД) — это воздушный двигатель, в котором воздух сжимается нагнетателем перед сжиганием в нём топлива, а нагнетатель приводится газовой турбиной, использующей энергию нагретых таким образом газов. Двигатель внутреннего сгорания с термодинамическим циклом Брайтона.

То есть сжатый воздух из компрессора поступает в камеру сгорания, куда подаётся топливо, которое, сгорая, образует газообразные продукты с большей энергией. Затем в газовой турбине часть энергии продуктов сгорания преобразуется во вращение турбины, которая расходуется на сжатие воздуха в компрессоре. Остальная часть энергии может передаваться на приводимый агрегат или использоваться для создания реактивной тяги. Эта часть работы двигателя считается полезной. Газотурбинные двигатели имеют большую удельную мощность до 6 кВт/кг.

В качестве топлива используется разнообразное горючее. Например: бензин, керосин, дизельное топливо, мазут, природный газ, судовое топливо, водяной газ, спирт и измельчённый уголь.

Представленные издания:

1. Автоматизированное производство лопаток ГТД / В. А. Полетаев, Е. В. Цветков, Д. И. Волков. - М. : Инновационное машиностроение, 2016. - 262 с. : ил. - (Б-ка технолога). - Текст (визуальный) : непосредственный. Газотурбинные установки для транспорта газа : учеб. пособие / А. Ю. Коньков, Д. В. Тимошенко ; Тихоокеан. гос. ун-т (ТОГУ). - Хабаровск : Изд-во ТОГУ, 2016. - 151 с. : ил.

2.Защита от коррозии, старения и биоповреждений машин, оборудования и сооружений : справ.: в 2 т. Т. 1 / под ред. А.А. Герасименко. - М. : Машиностроение, 1987. - 687 с. : ил.

3.Математические основы синтеза сплавов : учеб. пособие / А. А. Ганеев ; Уфим. гос. авиац. техн. ун-т (УГАТУ). - Уфа : УГАТУ, 2013. - 168 с.

4.Проблемы машиностроения : респ. межвед. сб. науч. тр. Вып. 20 / [отв. ред. А.Н. Подгорный]; Ин-т проблем машиностроения АН УССР. - Киев : Наукова думка, 1983. - 90 с. : ил.

5.Прочность конструкций при малоцикловом нагружении / [отв. ред. Н.А. Махутов, А.Н. Романов]; Ин-т машиноведения им. А.А. Благонравова АН СССР. - М. : Наука, 1983. - 269 с. : ил.


6.Судовые энергетические установки : сб. науч. тр. / науч. ред. Б.М. Левин; М-во мор. флота СССР; Центр. науч.-исслед. ин-т мор. флота (ЦНИИМФ). - Л. : Транспорт, 1984. - 136 с. : ил. - (Труды ЦНИИМФ. Вып. 287). - Текст (визуальный) : непосредственный.

7.Теория авиационных двигателей : учеб. / С. И. Ловинский. - М. : Машиностроение, 1982.
- 223 с. : ил.

8.Теория и проектирование газотурбинных и комбинированных установок : учеб. / А. Н. Арбеков [и др.] ; под общ. ред. А.Ю. Вараксина. - 4-е изд., испр. - М. : Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2017. - 678 с. : ил.

9.Теплоэнергетика и хладотехника : сб. науч. тр. / отв. ред. М.Н. Александров; М-во высш. и средн. спец. образования СССР; Николаев. кораблестроит. ин-т им. С.О. Макарова (НКИ). - Николаев : НКИ, 1990. - 81 с. : ил.

10.Технические средства диагностирования : справ. / В. В. Клюев [и др.] ; под общ. ред. В.В. Клюева. - М. : Машиностроение, 1989. - 672 с. : ил. + табл.

11.Проблемы машиностроения : респ. межвед. сб. науч. тр. Вып. 20 / [отв. ред. А.Н. Подгорный]; Ин-т проблем машиностроения АН УССР. - Киев : Наукова думка, 1983. - 90 с. : ил.

12.Прочность конструкций при малоцикловом нагружении / [отв. ред. Н.А. Махутов, А.Н. Романов]; Ин-т машиноведения им. А.А. Благонравова АН СССР. - М. : Наука, 1983. - 269 с. : ил.


13.ЦИАМ 2001 - 2005. Основные результаты научно-технической деятельности : тр. Т. 1 / редкол.: В.А. Скибин [и др.]; Гос. науч. центр РФ; Центр. науч.-исслед. ин-т авиац. моторостроения им. П.И. Баранова (ЦИАМ). - М. : ЦИАМ, 2005. - 472 с. : ил.

14.ЦИАМ 2001 - 2005. Основные результаты научно-технической
деятельности : тр. Т. 2 / редкол.: В.А. Скибин [и др.]; Гос. науч. центр РФ; Центр. науч.-исслед. ин-т авиац. моторостроения им. П.И. Баранова (ЦИАМ). - М. : ЦИАМ, 2005. - 496 с. : ил.


15.Экологически безопасные энерготехнологии на водном транспорте : учеб. / С. А. Калашников, А. Г. Николаев ; М-во трансп. РФ, Сиб. гос. ун-т водного трансп. (СГУВТ). - Новосибирск : ФГБОУ ВО "СГУВТ", 2016. - 253 с. : ил.


16.Экспертные системы для оценки технического состояния газотурбинных и дизельных установок / Г. Ш. Розенберг. - СПб. : ПЭИПК, 2010. - 172 с. : ил. - Текст (визуальный) : непосредственный.