Выставка "ТРЕНИЕ И ИЗНОС"

Выставка действует в помещении ФБУ "РНТПБ" с 26.04.2018 г. по 06.05.2018 г.

Основная работа всех машин и механизмов, заключается в относительном перемещении сопряженных поверхностей, которые сопровождаются трением и износом, из-за происходит выход из строя узлов и механизмов. Проблема износа и трения является одной из наиболее общих и важных, определяющих, в значительной мере, развитие и прогресс в области машиностроения и эксплуатации техники.
Трение является важнейшим видом вредного сопротивления; в то же время на действие сил трения основан ряд важнейших технологических процессов и работы механизмов: процессы прокатки, дробления, торможения автомобиля, сцепления шины с дорогой, трение в механизме сцепления, работа фрикционов, ременные передачи и т.д. Являясь неизбежным спутником всякого движения, а следовательно и работы машины, трение иногда достигает весьма большой величины; например, при прокатке около 50% все энергии двигателя затрачивается на преодоление трения.
Износ деталей оказывает решающее влияние на долговечность и эксплуатационную надежность узлов трения. Увеличение зазора в сопряжениях вследствие износа часто сопровождается снижением коэффициента полезного действия, возникновением ударных нагрузок, увеличением потерь на трение и интенсивности износа сопряженных деталей.
Работа, развиваемая силами трения, отчасти превращается в теплоту, отчасти затрачивается на истирание твердых трущихся поверхностей; при этом появляются колебания, звук (скрип тормозов, свист шин при резком торможении и т.д.).
Трение и износ - весьма сложное явление физического, механического и химического характера, в настоящее время еще не достаточно изучено.
В машинах следует различать два основных вида трения скольжения: трение сухое и трение жидкостное; промежуточные виды трения скольжения: полусухое, являющееся разновидностью первого, и полужидкостное - разновидностью второго.
При сухом трении неизбежно нагревание трущихся тел и их изнашивание, состоящее отчасти в срыве бугорков, отчасти в деформациях и других более сложных явлениях молекулярного характера; повышение температуры при трении может довести вкладыши коленчатого вала из твердого состояния в расплавленное.
Жидкостное трение имеет совсем другой характер: при нем твердые трущиеся поверхности тел полностью отделены одна от другой сплошным слоем смазки (жидкости или газа) такой толщины, что даже самые высокие бугорки этих поверхностей не соприкасаются или почти не соприкасаются. Поэтому силами трения в этом случае являются главным образом силы сопротивления сдвига внутри самой жидкости, обладающей определенной вязкостью, а износ твердых поверхностей теоретически полностью исключен, таким образом, назначение смазки состоит в разъединении твердых трущихся поверхностей, в устранении непосредственного контакта между ними, неизбежно ведущего при относительном движении их к изнашиванию.

Представленные издания:

1. Балакин В.А. Трение и износ при высоких скоростях скольжения / В.А. Балакин. - М.: Машиностроение, 1980. - 136 с.: ил.

2. Бартенев Г.М. Трение и износ полимеров / Г.М. Бартенев, В.В. Лаврентьев. - Л.: Химия, 1972. - 240 с.: ил.

3. Войнов К.Н. Проблемы и решения в вопросах трения/изнашивания: моногр. / К.Н. Войнов. - СПб.: Нестор-История, 2015. - 500 с.: ил.

4. Гаркунов Д.Н. Триботехника: учеб. пособие для вузов / Д.Н. Гаркунов, Э.Л. Мельников, В.С. Гаврилюк. - М.: КноРус, 2011. - 408 с.: ил.

5. Дерягин Б.В. Что такое трение. Очерки о природе трения / Б.В. Дерягин: Ин-т физической химии АН СССР. - М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1952. - 244 с.: ил. - (Научно-популярная серия АН СССР).

6. Дроздов Ю.Н. Прикладная трибология (трение, износ, смазка в технических системах) / Ю.Н. Дроздов, Е.Г. Юдин, А.И. Белов; под общ. ред. Ю.Н. Дроздова. - М.: Эко-Пресс, 2010. - 604 с.: ил.

7. Комбалов В.С. Методы и средства испытаний на трение и износ конструкционных и смазочных материалов: справ. / В.С. Комбалов; под ред. К.В. Фролова [и др.]. - М. : Машиностроение, 2008. - 384 с. : ил.

8. Крагельский И.В. Основы расчетов на трение и износ / И.В. Крагельский, М.Н. Добычин, В.С. Комбалов. - М.: Машиностроение, 1977. - 526 с.: ил.

9. Розенблат Г.М.Сухое трение и односторонние связи в механике твердого тела. / Г.М. Розенблат. - М.: ЛИБРОКОМ, 2011. - 208 с.: ил.

10. Словарь-справочник по трению, износу и смазке деталей машин: слов.-справ. / В.Д. Зозуля [и др.]; Ин-т проблем материаловедения АН УССР. - 2-е изд., переработ. и доп. - Киев: Наукова Думка, 1990. - 264 с.: ил.

11. Трение, износ и смазка (трибология и триботехника) / А.В. Чичинадзе [и др.]; под общ. ред. А.В. Чичинадзе. - М. : Машиностроение, 2003. - 576 с. : ил.

12. Хмелевская В.Б. Трение и износ в механизмах машиностроения: учеб пособие / В.Б. Хмелевская, Р. Качински, М.П. Лысенков. - СПб.: Изд-во СПбПУ, 2014. - 191 с.: ил.

13. Хрущев М.М. Трение, износ и микротвердость материалов. Избранные работы (к 120-летию со дня рождения) / М.М. Хрущев; отв. ред. И.Г. Горячева; Ин-т машиноведения им. А.А. Благонравова АН СССР. - М.: КРАСАНД, 2011. - 512 с.: ил.


Выставка "ДЕНЬ ПОБЕДЫ"

Выставка действует в помещении ФБУ "РНТПБ" с 07.05.2018 г. по 15.05.2018 г.

День Побе́ды — праздник победы Красной армии и советского народа над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов. Установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1945 года и отмечается 9 мая каждого года. С 1965 года День Победы — нерабочий праздничный день
В День Победы в Москве производится организованное шествие к Могиле Неизвестного Солдата с церемонией возложения венков, в городах-героях проводятся парады и праздничные салюты, в крупных городах — праздничные шествия и фейерверки. После распада СССР военные парады 9 мая на Красной площади не проводились до юбилейного 1995 года. Тогда в Москве прошли два парада: на Красной площади (в пешем строю) и на Поклонной горе (с участием войск и боевой техники).
С тех пор парады на Красной площади стали проводить ежегодно, но в первое время без боевой техники. С 2008 года парад стал вновь проводиться с участием боевой техники, в том числе военной авиации.
Праздничные шествия в честь Дня Победы также проходят во всех городах-героях, военных округах в ряде крупных городов России и стран СНГ. В этот день традиционно встречаются фронтовики, возлагаются венки к Могиле Неизвестного Солдата, памятникам славы и воинской доблести, гремит праздничный салют.
В 2012 году в Томске была впервые проведена акция «Бессмертный полк»: участники акции следуют колонной и несут портреты своих воевавших предков: родителей, дедов и прадедов. Начиная с 2013 года, эта традиция распространилась на всю Россию и за её пределы и год от года охватывает всё большее число городов и стран. В 2015 году акция собрала около 12 миллионов человек, принявших участие в шествии по России в целом. В одной лишь Москве акция собрала 500 тысяч участников, включая президента России В. В. Путина.

Представленные издания:

1. Адамович А. Блокадная книга / А. Адамович, Д. Гранин. - М.: Сов. писатель, 1982. - 430 с.: ил.

2. Великая Отечественная война. Вопросы и ответы / Н.П. Бобылев [и др.]. - М.: Политиздат, 1984. - 430 с.: ил.

3. Великая Отечественная война. 1941-1945. События. Люди. Документы: крат. ист. справ. / [под общ. ред. О.А. Ржешевского, сост. Е.К. Жигунов] - М.: Политиздат, 1990. - 464 с.: ил. + карт.

4. Величие подвига советского народа: Зарубежные отклики и высказывания 1941-1945 годов о Великой Отечественной войне / [сост. А.И. Бабин [и др.]. - М.: Междунар. отношения, 1985. - 339 с.: ил.

5. Ветераны всегда в строю. Люди твои - гордость твоя, Кубань!: 1941-2012. Т.3 / Адм. Краснодар. края, Краснодар. краев. совет ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранит. органов. - Краснодар: Диапазон-В, 2012. - 320 с.: ил.

6. День Победы / [сост. А. Быстров]. - М.: Мол. гвардия, 1985. - 327 с.: ил. - (Отечество)

7. Никто не создан для войны / авт.-сост. О. Смирнов. - М.: Мол. гвардия, 1990. - 252 с. : ил.

8. Подвиг народа. Подвиги Великой Отечественной войны. 1941-1945 / [сост. и общ. ред. В.А. Голикова]. - 2-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1984. - 341 с.: ил.


Выставка "ВАГОНОСТРОЕНИЕ"

Выставка действует в помещении ФБУ "РНТПБ" с 16.05.2018 г. по 22.05.2018 г.

Вагоностроение в России: анализ и перспективы отрасли.
Поскольку Россия – самая крупная страна мира, поэтому транспортные перевозки представляют важнейший фактор ее экономического развития. Железнодорожный транспорт, начиная с 19 века, стал базой промышленного роста страны.
История вагоностроения в России насчитывает почти 2 века, при этом оно обособлено от мирового по причине разной ширины железнодорожной колеи: в постсоветских государствах она равна 1520 мм, а в Европе – 1435 мм.
Согласно отчетам Госкомстата, в течение первой половины 2014 года денежный оборот в отрасли упал на 18,8%, а объем производства снизился на 11,7% по сравнению с тем же периодом 2013 года. Причиной спада показателей стала перенасыщенность российского рынка полувагонов, которая повлекла за собой снижение ставок перевозчиками. Объемы закупок новых полувагонов резко снизились. Падение отрасли в 2014 году составило 40% по сравнению с успешным 2012 годом.
В 2015 году тенденция сокращения производства грузовых вагонов сохранилась. В течение первой четверти года было произведено в 2,2 раза меньше единиц, чем за аналогичный отрезок 2014 года. Вагоностроители оказались вынуждены продавать товар ниже себестоимости, сократить объемы и даже продолжительность рабочей недели. Одной из причин такого упадка стал профицит парка подвижного состава, а затем ситуацию усугубила девальвация рубля, вызвавшая резкий рост цен на металл.
В 2015 году из-за пониженной доходности многие операторы перевозок отменили закупку подвижного состава, поэтому объем производства в среднем по России упал на 30%.
Высокий уровень роста спроса на грузовые вагоны позволил существенно улучшить позиции российских вагоностроителей. За последние 5 лет в грузовую вагоностроительную отрасль России было инвестировано более 80 млрд руб. - как в создание новых производственных мощностей, так и в расширение и модернизацию имеющихся.
В настоящее время производство грузовых полувагонов на территории России осуществляет порядка двадцати заводов.
Основные производственные мощности вагоностроительных предприятий сосредоточены в таких регионах, как Уральский федеральный округ, Приволжский, Сибирский и Центральный федеральный округа.
Лидером по производству грузовых вагонов является Уральский федеральный округ, в котором было выпущено 39% от общего количества произведённых вагонов или в натуральном выражении 27 971 шт. На втором месте находится Приволжский федеральный округ, на долю которого приходится 26% общего объема.


Представленные издания:

1. Анисимов П.С. Испытания вагонов / П.С. Анисимов. - М.: Маршрут, 2004. - 197 с.: ил. - (Высшее профессиональное образование).

2. Булавин Ю.П. Моделирование динамических процессов в приводе вагонного генератора / Ю.П. Булавин, Е.А. Булавина. - Ростов н/Д.: РГУПС, 2013 - 174 с.: ил.

3. Булавина Е.А. Исследование работы и обоснование методов повышения долговечности шлицевого соединения карданного вала привода вагонного генератора / Е.А. Булавина; Рост. гос. ун-т путей сообщения (РГУПС) - Ростов н/Д.: РГУПС, 1987. - 128 с.: ил.

4. Дорошенко Я.И. Вагоны канадского типа / Я.И. Дорошенко. - М.: Железнодорожное Дело, 2011. - 56 с.: ил.

5. Жариков В.А. Климатические системы пассажирских вагонов / В.А. Жариков. - М.: ТРАНСИНФО, 2006. - 135 с.: ил.

6. Конструирование и расчет вагонов: учеб. для вузов / В.В. Лукин [и др.]; под ред. П.С. Анисимова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ФГОУ "Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. трансп.", 2011. - 688 с.: ил. - (Высшее профессиональное образование).

7. Космин В.В. Железнодорожный словарь. Термины и аббревиатуры (русские, английские, немецкие и французские) / В.В. Космин, А.А. Тимошин; под ред. А.А. Тимошина. - М.: Автограф: Маршрут, 2017. - 544 с. : ил.

8. Кротов С.В. Основы теории несущей способности прессованных соединений колесных пар железнодорожных вагонов / С.В. Кротов. - М.: ФГОУ "Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. трансп.", 2011. - 152 с.: ил.

9. Кудюров Л.В. Исследование динамики вагонного колеса, имеющего ползун на поверхности катания / Л.В. Кудюров, Д.С. Гарипов; Самар. гос ун-т путей сообщения (СамГУПС). - Самара: Изд-во СамГУПС, 2013. - 140 с.: ил.

10. Морчиладзе И.Г. Проектирование, конструирование, расчет и испытания вагонов: учеб. пособие / И.Г. Морчиладзе, А.М. Соколов, И.М. Соколов. - М.: ИБС-Холдинг, 2009. - 522 с.: ил.

11. Пастухов И.Ф. Конструкция вагонов: учеб. для техникумов / И.Ф. Пастухов, В.В. Пигунов, Р.О. Кошкалда. - М.: Желдориздат, 2000 - 504 с.: ил.

12. Поздняков И.П. Пособие слесарю по техническому обслуживанию вагонов / И.П. Поздняков, Е.А. Мазуров. - М.: Транспорт, 1982. - 256 с.: ил. + табл.

13. Соколов М.М. Архитектоника грузовых вагонов: учеб. пособие / М.М. Соколов, А.В. Третьяков, И.Г. Морчеладзе. - М.: ИБС-Холдинг, 2006. - 394 с.: ил.

14. Способы снижения шума и вибраций при проектировании, производстве и эксплуатации железнодорожного подвижного состава / И.В. Колесников [и др.]; отв. ред. Г.С. Дугин; ВИНИТИ РАН. - М.: ВИНИТИ РАН, 2015. - 216 с.: ил.

15. Техническая диагностика вагонов: учеб. пособие для вузов. Ч.1. Теоретические основы технической диагостики и неразрушающего контроля деталей вагонов / Р.А. Ахмеджанов [и др.]; под ред. В.Ф. Криворудченко. - М.: РОАТ, 2013. - 403 с.: ил.

16. Техническая диагностика вагонов: учеб. пособие для вузов. Ч.2. Диагностирование узлов и деталей вагонов при изготовлении, ремонте и в условиях эксплуатации / Р.А. Ахмеджанов [и др.]; под ред. В.Ф. Криворудченко. - М.: РОАТ, 2013. - 315 с.: ил.