Автор
Марчуков Е.Ю.
Место издания
Москва

Динамика роторов и гидродинамика масляного клина подшипников качения газотурбинных двигателей : моногр. / Е. Ю. Марчуков, Ю. Б. Назаренко. – М. : Б. и., 2016. – 186 с. : ил.
ISBN 978-5-9906088-1-8
В представленной монографии изложены результаты многолетних исследований авторов в области анализа динамического поведения роторов газотурбинных двигателей, имеющих в своей конструкции межроторные подшипники и конструкционные методы повышения динамической стабильности роторов. Это третья монография, посвященная этому вопросу.
Аналитический расчет критических частотах вращения роторов основан на использовании упрощенных эквивалентных моделей, которые позволяют свести многодисковый ротор к системе с одной степенью свободы и применить их для исследования первой изгибной формы колебаний вала. Рассмотрены случаи динамического поведения роторов, как при синхронной, так и при несинхронной прецессии, а также с учетом податливости упругих опор.
Представлена новая концепция для определения критических частот роторов методом модального анализа, который может производиться на упрощенных плоских моделях в "Ansys", что позволяет существенно упростить и уменьшить время расчетов.
Продолжены ранее начатые авторами исследования нетрадиционного поведения роторов при возникновении плоских колебаний во вращающихся роторах и предложен ряд технических решений по прохождению и безопасной эксплуатации авиационных двигателей на критических частотах вращения.
Особое внимание уделено наиболее сложному и проблематичному узлу трансмиссии двухвальных турбореактивных двигателей – межроторному подшипнику. Для повышения эффективности его работы предлагается принципиально новая концепция подачи масла в подшипник, который способствует уменьшению контактных напряжений на роликах и внешнем кольце межроторного подшипника за счет гидродинамических сил масляного потока.
Книга представляет интерес для инженеров конструкторов, работающих в ОКБ и на предприятиях газотурбостроения. Кроме этого книга может быть полезна студентам, аспирантам и научным работникам, работающим в области исследования динамики многовальных систем с межвальными (межроторными) подшипниками.